Повернутися до розділу

Правоохоронна система України: Як було, як зараз?

  ТАК БЫЛО С 2008г. и до ................. что изменилось?

Правоохранительная система Украины карающий орган с внешней функцией охраны права и поддержания правопорядка! 

Иная составляющая этой системы – функция сдерживания стремлений граждан иметь понятные и защищенные права.
Об этом свидетельствует отношение к органам правопорядка людей, которые либо обращались за помощью в полицию, либо сами были подвержены полицейским проверкам. 
Несовершенное законодательство, отсутствие единых норм проведения проверок, а также законодательных механизмов общественного контроля создают все предпосылки для нарушения прав граждан. 
Правоохранительные органы – единственный институт власти, который под видом борьбы за законность имеет возможность бесцеремонно вмешиваться в жизнь граждан, делая это, по большому счёту, – на свое усмотрение.
По существу, мотивы, которыми пользуются правоохранители, имеют двойное назначение:
первое – это основания для предъявления обвинений подозреваемому;
второе – это формальный повод для принуждения человека, к какому-либо коррупционному действию, например, даче взяток.
Каким пунктом руководствуется правоохранитель, зависит, во-первых, от задач поставленных руководством, а во-вторых, от обстоятельств и собственно личности подозреваемого.
Иерархия правоохранительных органов – это механизм начальников и исполнителей с четкой структурой подчинения.
Назначение начальников также происходит двумя способами: конъюнктурным и покупкой должности.
Наряду с выполнением официальных приказов у сотрудников правоохранительных органов существуют и другие «неофициальные задачи»: это пополнение бюджета, сбор черного нала и, в отдельных случаях, план по раскрываемости преступлений.
В зависимости от стратегических задач, возложенных на органы правопорядка, их неофициальные полномочия расширяются, с этим увеличивается безнаказанность за собственные нарушения и преступления.
В условиях такой реальности (а указанные выше умозаключения не являются преувеличенными) граждане, оспаривающие действия недобросовестных сотрудников полиции, зачастую не могут противостоять коррумпированной насквозь правоохранительной системе.
Борьба со злоупотреблениями в данных органах обходится иногда дороже суммы вымогаемых средств. Поэтому у многих опускаются руки и люди становятся более покорными, сговорчивыми, терпимыми к нарушению собственных прав.
Они просто не знают, как с этим явлением можно бороться и не верят в силу закона.
Вот это и есть то самое страшное «ярмо», которое правоохранители, а точнее государство, одело на шею народа, лицемерно утверждая о желании бороться со злоупотреблениями и коррупцией.
Справка: по проведенным исследованиям Фонда поддержки демократических инициатив, в случае превышения своих полномочий сотрудниками полиции в отношении субъектов предпринимательства, готовы написать заявление в прокуратуру лишь 42 из 300 опрошенных. Опрос проводился в г. Харькове с 01.04.2010 г. по 15.04.2010 г.
Эта статистика подтверждает, что граждане не умеют и не хотят законно отстаивать свои права.
 Кто-то может сказать, что у нас ментальность такая, но кто нам эту ментальность навязал? Недаром говорят: какие «менты» – такая и ментальность.
 Нормы права обязывают граждан беспрекословно подчиняться законному требованию сотрудника полиции. В этой фразе главное слово – «законному». Стоит про закон забыть, и вмиг проявится    карательная сущность правоохранительных органов.
 Вот и крутится этот государственный силовой жернов по головам граждан. Это, конечно, не идеологический террор против собственного народа, но фактический механизм тотального беззакония. И именно правоохранительные органы стали основой для всеразъедающей коррупции, а не коррупция в органах «завелась».
Есть два решения этой проблемы. Один, – уволить практически всех сотрудников полиции и по спецотбору набрать новых. 
Второе решение – это общественный контроль над правоохранительными органами с механизмом параллельной процедуры освидетельствования, видео-фиксации действий сотрудников милиции. 
И такая практика уже существует. Также отработан алгоритм целостной защиты прав граждан от незаконных действий сотрудников полиции. 
Но, к сожалению, эффективно он может работать при условии системных публичных партнерских отношений между правоохранителями и правозащитниками, а единственную действующую правозащитную институцию в структуре МВД – Управление мониторинга соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел, – министерство  ликвидировало.
По поводу сокращения подразделения, занимавшегося контролем соблюдения прав человека в МВД, высказался журналист и милиционер «в одном флаконе» К. Стогний. Он сказал, что «за государственные деньги правозащитники не могут работать, потому что на них таким образом можно влиять» Мол, кто оплачивает, тот и заказывает музыку.
Видимо «заказывать музыку» не получилось, раз решили ликвидировать! Кто от этого выиграет? – Явно не простые граждане Украины.
Но и участь самих сотрудников полиции отнюдь не завидная: они «заложники системы», «штрафники», которым дан приказ идти вперед, а сзади поставлены заградотряды из начальников и командиров. Ведь невыполнение приказа чревато увольнением, а на «хлебное место» всегда желающие найдутся.
К большому сожалению, та практика реагирования на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов, которая ныне существует, малоэффективна ввиду явной погрешности тех стратегических задач, которые выполняют правоохранительные органы.
Ведь концепция деятельности правоохранителей свелась до банального: «я материалы составлю, а Вы подумайте, как «вопрос решить». Не нравится – можете жаловаться. Все равно, по-большому счету – некуда. Управление мониторинга при новой «команде проФФессионалов» почило в бозе, телефоны полицейских «горячих линий» зачастую молчат (наверное, перегрелись), а всякого рода внутренние инспекции стремятся не выносить сор из избы.
Знаете, что самое противное в работе органов надзора за правоохранителями – отписываться, то есть «реагировать на жалобы». Вот действительно одно и то же – скука!
Зато нескучно гражданам. Если даже удастся зафиксировать и доказать нарушение со стороны сотрудника полиции, это не факт, что материалы и показания, собранные (а зачастую просто выбитые) в отношении подозреваемого незаконным путем, будут дезавуированы.
Это одно из нарушений закона является массовым и легко оспаривается в суде, если конечно на судью не будет оказываться влияния со стороны горе-правоохранителей.
Есть ли выход из создавшейся ситуации с нарушением прав человека в отечественной полиции? Есть ли возможность противостоять «беспределу» силовиков в каждой конкретной ситуации?
Есть, и ответ прост – это публичность и освещение действий правоохранительных органов. Какое замечательное слово – «освещение», почти церковное, от света прячется вся нечисть. 
И нам нужен этот свет, который проявит конкретные факты массовых злоупотреблений, сделает достоянием гласности порочность всей нынешней системы МВД!
Проблема правовой безопасности сейчас лежит не в юридической, а в практической плоскости. 
К сожалению, законы, защищающие права человека, в Украине не работают!
Как защититься от криминально-полицейского аппарата? – Вопрос открытый. Либо продолжать откупаться, либо поддерживать права друг друга, борясь и побеждая беззаконие.
Выбирать – Вам!
 

Руководитель Областного общественного штаба мониторинга правоохранительных органов милиции. С.В.Власенко  2010 г.



 

Повернутися до розділу